Сильные и слабые стороны № 223-ФЗ

25 октября 2012 года Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству провёл «круглый стол» на тему «Практика реализации и направления совершенствования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На заседании «круглого стола»  были рассмотрены основные проблемы, выявленные в ходе реализации данного закона, и обсуждены внесенные на рассмотрение Государственной Думы законодательные инициативы по его совершенствованию.

В заседание приняли  участие депутаты Государственной Думы А.Ю.Русских, В.В.Парахин, А.Н.Некрасов,  члены Совета Федерации, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом», ОАО Газпром», ОАО Газпром нефть», НК «Роснефть», ОАО «РЖД», ЗАО «Банк ВТБ», НИИ «ВШЭ» и ряда других организаций.

Заседание открыл и вёл председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских. В своём вступительном слове он отметил, что обсуждаемая проблема  является важной, поскольку касается широкого круга хозяйствующих субъектов, а в конечном итоге, потребителей их продукции.

По мнению  А.Ю.Русских, принятие в 2011 году Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» стало одним из этапов развития института публичных и прозрачных закупок в России, этот закон стоит в одном ряду с антикоррупционными законами.

Данным законом был введен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, теплоснабжения и иных видов коммунальных услуг и ряда других организаций, указанных в законе.

Закон начал действовать с 1 января 2012 года для государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов. 

В ходе практической реализации положений закона возникали и возникают определенные сложности и противоречия, свидетельствующие о необходимости  его дальнейшего   совершенствования, т.к. на момент его вступления в силу, не были разработаны подзаконные акты в части требований к форме плана закупки, правил формирования и размещения данного плана. Отсутствие разработанных и утвержденных в срок подзаконных актов создало неудобства  в работе заказчиков.

Помимо этого, в условиях необходимости размещать информацию о закупаемых товарах, работах и услугах у компаний возникает ряд проблем, связанных с рисками раскрытия  информации, составляющей коммерческую тайну.  С 1 января 2013 года круг субъектов, подпадающих под действие Закона, значительно расширяется.

Алексей Русских призвал коллег обсудить практику применения закона и наметить пути его совершенствования с учетом того, что  в настоящее время в Государственную Думу внесено несколько законопроектов, направленных на уточнение сферы регулирования закона, как по видам деятельности, так и по субъектам.  По информации депутата, в текущую сессию Комитет планирует рассмотреть данные законопроекты.

С докладами на «круглом столе» выступили:  В.Н.Пивненко - депутат ГД,  С.Б.Авдашева  – заместитель директора Института  анализа предприятий и рынков НИИ ВШЭ, А.Н.Мухин (Минэкономразвития), В.В.Соловьев (ФАС РФ), Д.С.Челнокова (НК «Роснефть», А.Э.Караев (ОАО «Газпромнефть», представители ГК Ростехнологии и Росатом и др.