Новый федеральный закон должен внести ясность

Руководство страны  взяло курс на модернизацию страны, которая, по замыслу, должна коснуться всех, без исключения,  сфер жизни и деятельности общества.  Вряд ли сегодня остались сомнения, что Россия, как никогда, приблизилась к тому рубежу, когда от правильности выбора пути дальнейшего развития зависит судьба государства и его граждан.  Ответы и рецепты не могут быть найдены в "чиновничьих кабинетах"  - времени на раскачку у нас не осталось.

Новые задачи по обеспечению модернизации отечественной экономики стоят сегодня  не только перед учеными, отраслевиками и бизнесом, но и перед законодателями.

Чтобы  экономика страны  смогла  перейти на путь модернизации и инновационного развития, нам необходимо выработать условия и механизмы, опираясь на которые и можно совершить такой рывок. На сегодняшний день отсутствует необходимая для реализации этих планов единая  правовая база. Одним из таких "механизмов" и будет новый  федеральный закон "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации", который внесен  в Государственную Думу и будет обязательно рассматриваться в весеннюю сессию.

На  очередном заседании Консультативной группы  Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России состоялось обсуждение концептуальных подходов к законодательному регулированию отношений в сфере инноваций и инновационной деятельности.

Хочу напомнить, что на протяжении последних 10 лет в недрах разных коллективов и учреждений  разрабатывались "свои"  варианты и модели рамочных законопроектов, но, реально к первому чтению подготовлен только этот, о котором я говорю.  Законопроект  является базовым для принятия целого комплекса новых норм.

Мы столкнулись с тем, что на уровне Российской Федерации и уровне субъектов Российской Федерации во многих законодательных и нормативных актах встречаются многочисленные ссылки на инновационную деятельность и инновационные отношения. Однако до сих пор является весьма затруднительным определить, какой именно вид деятельности считать инновационным. Т.ч. одной из основных задач, стоявших перед нами было определение с терминологией в отношении инновационной деятельности.

В законе  под инновационной  деятельностью понимается деятельность с момента создания результатов научной или научно-технической деятельности (инноваций) до момента выпуска инновационной продукции. Субъектом государственной поддержки является физическое или юридическое лицо при наличии его вклада в создание инновационной продукции.

В настоящее время у нас нет норм права, на основании которых государство могло бы стимулировать и поощрять инновационную деятельность, а крупный бизнес был бы уверен в экономической целесообразности своих  инвестиций в модернизацию. Поэтому, "правила игры" должны быть.  Пусть они на первом этапе будут несовершенны, но  ведь отталкиваться от чего-то базового необходимо.

Государственная поддержка инновационной деятельности включает в себя налоговое и таможенное стимулирование, финансовую, организационно-правовую и  информационную поддержку.

Так, в уже имеющихся механизмах налогового и таможенного стимулирования, содержащихся  в соответствующих кодексах и имеющих конкретных адресатов,  не названы субъекты инновационной деятельности. При размещении государственных и муниципальных заказов не учитывается инновационная направленность заявок. Кроме того, в законе не определены полномочия и функции органов государственной власти и порядок их взаимодействия в области поддержки инновационной деятельности. Последнее особенно важно, учитывая то, что инновационная деятельность предполагает поддержку со стороны органов власти всех уровней – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поскольку эта деятельность осуществляется в пределах определенных территорий, например, в наукоградах.

Господдержка будет оказываться не всем субъектам инновационной деятельности, а только тем, которые  будут отвечать жестким  требованиям,  установленным в законе, что предотвратит «уравниловку» и неэффективное использование государственной помощи.

Наша партия считает, что  роль государства в  претворении  в жизнь глобальных инновационных проектов должна быть определяющей, т.к.  бизнес, частные инвесторы и предприниматели  не смогут скоординировать инновационный проект с глубокой проработкой и большим привлечением научных изысканий. Именно государство должно  стоять во главе крупного проекта, как это было в советское время с развитием космоса, атомной энергетикой, ПВО,  жестко  его контролировать и нести ответственность.

Я предвижу бурное обсуждение законопроекта в Госдуме - концепций и мнений взаимоисключающих друг друга много. Например, определения инновационной деятельности, сформулированные в проекте нового ФЗ, отличаются от определений, данных в проекте стратегии инновационного развития РФ до 2020 года ("Инновационная Россия-2020"), подготовленном Министерством экономического развития РФ. Но очень хотелось бы надеяться, что обсуждение  все-таки закончится принятием закона  и мы в очередной раз не погрязнем в теоретизированиях. Времени на это у нас уже нет.

Пока мы в Госдуме на протяжении  всего созыва обсуждаем возможность внесения таких законопроектов, наши регионы уже приняли свои законы и успешно по ним работают. Так, наша  Московская область стала первым регионом страны, в котором принят закон, регулирующий политику органов государственной власти в инновационной сфере. В документе определены ключевые понятия и установлены четкие правила игры для бизнесменов, которые собираются работать в этой сфере.

Алексаей Русских, заместитель председателя

Комитета по науке и наукоемким технологиям