На парламентских слушаниях обсудили градостроительное зонирование и планировку территорий

15 мая 2014 года Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству провёл парламентские слушания на тему «О ходе разработки, утверждения и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории: проблемы и основные направления совершенствования законодательства».

В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, представители профессионального и научного сообщества.

Открывая заседание, председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских, в частности, сказал:

Разрешите открыть парламентские слушания на тему «О ходе разработки, утверждения и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории: проблемы и основные направления совершенствования законодательства».
Сегодня присутствуют:
Шаккум Мартин Люцианович – первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству;
Парахин Владимир Вячеславович -  первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству;
Гаевский Валерий Вениаминович – Заместитель Министра регионального развития;
Сиэрра Елена Александровна - Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Королев Павел Эдуардович - Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации;
Васильев Игорь Владимирович – руководитель Росреестра;
Елянюшкин Герман Вячеславович – заместитель Председателя Правительства Московской области;
Жидкин Валерий Федорович – руководитель Департамента развития новых  территорий города Москвы
Боков Андрей Владимирович – Президент Союза архитекторов России;
Кушнир Леонид Григорьевич – Президент Национального объединения СРО изыскателей;
Гордезиани Шота Михайлович – Президент Национального объединения экспертных организаций.
Также присутствуют депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Минэнерго, Минсельхоза, Федерального агентства связи,  иных федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, в том числе, города федерального значения Севастополя,  органов местного самоуправления, представители экспертного сообщества, строительных, научных и иных организаций.

Хотел бы коротко высказаться по теме сегодняшних парламентских слушаний. В Градостроительном кодексе Российской Федерации закреплен принцип обеспечения устойчивого развития территорий, что подразумевает последовательное и системное развитие всей территории Российской Федерации на основании утвержденных градостроительных документов.

Создание полноценной системы территориального планирования и градостроительного зонирования позволит решить множество насущных проблем, начиная от повышения уровня инвестиционной привлекательности России и до обеспечения благоприятной и комфортной среды проживания каждого  гражданина, создаст для всех понятные «правила игры» на данной территории. Позволит определить параметры развития территории с учетом мнения населения.

Надо отметить, что с принятием в 2004 году Градкодекса и проведением последовательной политикой в этой области, в том числе и с учетом угрозы ограничений полномочий органов власти при распоряжении земельными участками и строительстве в случае отсутствия документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, деятельность по разработке и утверждению таких документов активизировалась на всех уровнях власти.

Так, по информации Минрегиона по состоянию на март 2014 года на региональном уровне схемы территориального планирования утверждены в  83 субъектах Российской Федерации. Степень утверждения документов территориального планирования муниципальных районов и  городских округов составляет около 90%, поселений – более 80%. В целом по России правила землепользования и застройки утверждены более чем на 70%.

Со своей стороны хотел бы отметить, что в Московской области процент утвержденных документов территориального планирования и правил землепользования и застройки в муниципальных образованиях составляет около 19%. Учитывая, что с 1 января 2015 года для Москвы и Московской области в полном объеме вступают все ограничения, связанные с отсутствием таких документов, представляется необходимым рекомендовать органам власти активизировать работу в данном направлении.
Но мы привыкли все оценивать цифрами, но не менее важный вопрос – качество документов.

Особую актуальность вопрос обеспечения качества документов территориального планирования и градостроительного зонирования приобретает в свете планируемого перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию.
Кроме того, надо отметить, что в законодательстве последовательно закрепляется роль градостроительной документации. Так, в настоящее время Комитет работает над рядом законопроектов, которые увязывают возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление участков для размещения объектов государственного или муниципального значения только при условии, что это предусмотрено документами территориального планирования или документацией по планировке территории.

Также Земельный кодекс дополняется требованием об учете таких документов при образовании земельных участков. Более того, вводится возможность образования участков на основании утвержденного проекта межевания территории. И это должно стать общим правилом.

Анализ правоприменительной практики выявил целый ряд проблем при разработке и утверждении документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории. Это:
- не достаточное урегулирование порядка внесения изменений в такие документы;
- отсутствие требований к лицам, осуществляющим подготовку таких документов;
- отсутствие единой картографической основы для подготовки таких документов и требований к ней;
- отсутствие информации о границах зон с особыми условиями использования территории;
- отсутствие требования о разработке документации по планировке территории в соответствии с результатами инженерных изысканий.
Кроме того, не урегулирован порядок разработки документации по планировке территории по инициативе граждан и юридических лиц.

Градкодекс устанавливает требования к содержанию проектов планировки и проектов межевания территории для случаев разработки такой документации к территории микрорайонов, кварталов и не учитывает ситуации, когда объект капитального строительства размещается вне границ населенного пункта и вне элемента планировочной структуры. Особенно это актуально в случае строительства масштабных линейных объектов. В результате, мы вынуждены постоянно продлять срок выдачи градостроительных планов в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов.

Насколько мне известно, Минрегион готовит законопроект, направленный на уточнение порядка разработки и содержания документации по планировке территории, в том числе с учетом специфики линейных объектов. Хотелось бы услышать, когда он будет внесен в Государственную Думу.

Указанные направления сегодняшнего обсуждения, конечно, не являются закрытым перечнем. Не буду останавливаться подробно, думаю, участники публичных слушаний, непосредственно занимающихся данной темой,  осветят проблемы, с которыми сталкиваются на практике.

Надеюсь также, что сегодняшние парламентские слушания станут хорошей площадкой для обмена опытом и выработки рекомендаций с учетом комплексного подхода к выработке направлений по совершенствованию законодательства в части реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.