В Государственной Думе обсудили проблемы передачи военного недвижимого имущества

18 апреля 2013 года  Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству  провел  "круглый  стол" на тему: "Практика реализации положений Федерального закона от 8 декабря 2011 года номер 423-ФЗ"О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

На заседании обсуждались проблемы, возникающие при передаче военного недвижимого имущества из собственности Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, а также пути их решения.

В работе "круглого стола"  приняли  участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Росимущества, Росреестра, Спецстроя России, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Открыл заседание председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Юрьевич Русских:

Уважаемые коллеги, разрешите открыть наше сегодняшнее мероприятие. Сегодня мы проводим "круглый стол" на тему: "Практика реализации положений Федерального закона от 8 декабря 2011 года номер 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации  - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Мы  обсуждаем очень важную и очень сложную тему. Закон действует чуть более года, а правоприменительная практика уже выявила очень много проблем. О части из них я скажу позднее. Но в любом случае, для их решения мы должны чётко понимать их причины и масштабы.

В Правительстве Российской Федерации на самом высоком уровне было проведено несколько совещаний по проблемам передачи военного недвижимого имущества. Дано много поручений, в основном Минобороны. Мы вынуждены констатировать, что передача военного недвижимого имущества муниципальным образованиям сегодня, мягко сказать, пробуксовывает.

Хочу проинформировать, что Государственной Думой в октябре 2012 года принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений в 423 Федеральный закон". Данным законопроектом предлагается расширить круг субъектов, в которые может быть безвозмездно передано военное недвижимое имущество, дополнив его муниципальными районами.

В наш Комитет также поступили поправки, которыми предлагается разрешить передачу военного недвижимого имущества не только городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу, но и другим субъектам Российской Федерации.

В преддверие доработки этого законопроекта ко второму чтению, думаю, что настало время обсудить в целом правоприменение по 423 закону. Не исключаю, что по результатам этого  "круглого стола" мы наметим дополнительные направления корректировок 423 федерального закона.

Я призываю всех участников "круглого стола" к откровенному и содержательному обсуждению. И для этого мы пригласили всех возможных участников процесса передачи имущества.

В качестве вступительного слова хочу осветить историю вопроса и те проблемы, которые мы выявили на основе анализа правоприменительной практики.

Как вы знаете, с распадом СССР и переходом экономики Российской Федерации на рыночную основу появилось множество проблем в Вооружённых Силах. Особенно остро это ощущалось в 90-е годы. Реформирование армии проводилось с одновременным сокращением численности личного состава техники, вооружения. За последние 20 лет численность Вооружённых Сил в некоторых областях сократилась более чем в три раза.  Многие военные городки потеряли своё основное предназначение - расквартирование войск. Незаинтересованность силовых министерств в поддержании социальной инфраструктуры военных городков впервые в истории военного строительства России привела к их массовой передаче в ведение местных органов власти. Этот процесс затянулся на долгие годы и стал одним из проблемных в ходе военной реформы не только в экономическом, но и в социальном аспекте.

По оценке специалистов Министерства обороны именно в военных городках проживают около 50-60 процентов уволенных военнослужащих и членов их семей. Большинство населения военных городков относится к группе граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки государства в силу пенсионного возраста и социального статуса.

В последние годы многие государства пошли по пути сокращения военных городков, военных баз. Показателен пример США. Там ещё в начале 60-х годов прошлого столетия была подготовлена специальная программа закрытия военных объектов. В период с 1961-го по 1980 годы было закрыто более 100 военных баз. Процесс закрытия военных баз осуществлялся в следующем порядке. Пентагон оценивал и классифицировал каждый объект согласно установленным критериям, включающим его ценность, экономическую эффективность, воздействие на окружающую среду, влияние на жизнедеятельность района, в котором этот объект находился. После этого министр обороны рекомендовал комиссии по закрытию и перепрофилированию военных объектов рассмотреть соответствующие предложения. Комиссия рассматривала эти предложения, проводила встречи с общественностью и предоставляла свои рекомендации президенту. Принимая во внимание сложность данной проблемы, комиссия, с учетом обоснования целесообразности закрытия военных объектов и удовлетворения ряда требований, выдвинутых конгрессом США, рекомендовала, по возможности,  растянуть процесс закрытия с тем, чтобы не только иметь возможность отыграть назад во изменение стратегической ситуации в мире, но и дать возможность без спешки трудоустроить бывших служащих этих объектов и найти варианты прибыльной для государства реализации военных объектов.

Опыт закрытия и перепрофилирования военных объектов свидетельствовал о том, что экономически прибыльными перепрофилированные военные объекты становятся лишь через несколько лет. При этом в закрывшиеся объекты вкладывались большие средства, чем на их текущее содержание. После соответствующих обсуждений было принято решение о том, что министерство обороны США должно выделять в качестве субсидий каждому району, где происходит закрытия военных объектов, от миллиарда до трех с половиной миллиардов долларов.

В период формирования комиссии по закрытию и перепрофилированию военных объектов законодатели посчитали наиболее оптимальным сроком, удовлетворяющим все заинтересованные стороны для закрытия военных объектов, шесть лет, что и нашло в своем отражении в соответствующих документах, четко регламентирующих временные рамки данного процесса.

У нас в контексте действующего законодательства вопрос о перепрофилировании высвобождаемого военного имущества не решается вообще. Мы пытаемся наладить процесс передачи военного недвижимого имущества и его последующую эксплуатацию с 1995 года. Первоначально это были нормативные акты, принятые на уровне Правительства Российской Федерации. В 2004 году был принят Федеральный закон  № 122. Закон урегулировал основания и порядок передачи любого вида имущества от одного публичного субъекта другому. Вместе с тем описанная в законе процедура передачи имущества громоздкая и требует оформления большого количества документов.

В конце пятого созыва для высвобождаемого военного имущества мы приняли специальный закон. Я говорю о 423 Федеральном законе. Он предусматривает комплекс мер, направленных на упрощение и ускорение процедуры передачи недвижимого имущества.

Первое и главное - установлена возможность пакетной, то есть комплексной передачи военного недвижимого имущества  в границах военных городков или земельных участков. Объекты капитального строительства, объекты незавершенного строительства должны передаваться вместе с земельными участками, в том числе и не застроенными. Иначе развивать данные территории невозможно.

Второе. Установлено правило о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности РФ на военное недвижимое имущество или отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков не являются препятствием для принятия решения о передаче военного недвижимого имущества.

Третье. В случае если границы военных городков и земельных участков не определены в установленном законном порядке, такие границы могут быть определены по их фактическому использованию.

Четвертое. Установлен жесткий срок для принятия решения о передаче имущества - два месяца с даты поступления соответствующего заявления.

Пятое. Закон содержит только одно допустимое основание для отказа в передаче военного недвижимого имущества, если всё военное недвижимое имущество расположено в границах военного городка или земельного участка необходимо для осуществления полномочий в области обороны страны и безопасности нашего государства.
Шестое. Установлены минимальные требования к перечню документов, необходимых для регистрации перехода прав на недвижимое имущество.

С чем же мы столкнулись на практике? Как сегодня реализуются эти нормы? Процесс передачи имущества идёт вяло с существенным нарушением сроков принятия решений и процедуры. Муниципалитеты не в силах привести переданное недвижимое имущество в нормативное состояние, потому что денег на их содержание в бюджете нет. А деньги нужны большие, потому что переданное имущество часто находится в аварийном, руинированном состоянии. Минобороны денежные средства муниципалитетам также не выделяет.

Передаваемое имущество не сопровождается технической и правоустанавливающей документацией. В результате муниципалитеты опять же вынуждены за свой счёт обеспечивать подготовку документов, необходимых для госрегистрации. А если говорить о технической документации, то её отсутствие и вовсе делает невозможной надлежащую безопасную эксплуатацию имущества. Отсутствуют детальные перечни передаваемого имущества и графики передачи, а если такие и составляются, то зачастую без участия представителей муниципальных образований.

Передача недвижимого имущества часто осуществляется без земельных участков. На практике отсутствуют случаи передачи в муниципальную собственность поселений и городских округов незастроенных земельных участков, хотя данное положение прямо предусматривается 423-м федеральным законом.

Эта порочная практика приводит к невозможности развивать территории военных городков. В результате вместо взаимовыгодной передачи высвобождаемого военного имущества на практике происходит переваливание тяжелейших проблем на муниципалитеты.
 
Но я бы не хотел, чтобы сегодняшнее наше с вами обсуждение свелось к критике действий прежнего руководства Министерства обороны. Нам необходимо продумать пути нормализации сложившейся ситуации. И мне видится, что новое руководство Министерства обороны во главе с Шойгу и первым заместителем Цаликовым Русланом Хаджисмеловичем понимает эти все проблемы, учитывая то, что им хотя и короткий срок, но всё-таки посчастливилось руководить одним из самых важнейших субъектов Российской Федерации - Московской областью, и они видели непосредственно вот эту проблему с другой стороны. И хочется надеяться, что  этот опыт руководства крупнейшим субъектом, конечно, внесёт серьёзные коррективы в работу нынешнего Министерства обороны и ситуация начнёт, по крайней мере, вот в этой части поправляться.

Представляю  слово для доклада заместителю Министра обороны Российской Федерации Цаликову Руслану Хаджисмеловичу.

Цаликов Р.Х.  Добрый день, уважаемые товарищи, уважаемые коллеги!

В выступлении много я из того, что мне следовало бы сказать, сказано, сказано правильно, и сказано о том, что проблема эта очень сложная. И есть, конечно, некие аналоги. Вот был приведён опыт вооружённых сил Соединённых Штатов по решению подобной проблемы. Именно подобной, а не точно такой, потому что это несколько иной принцип построения вооружённых сил, несколько иной принцип взаимоотношения армии и общества, иные принципы. Но, тем не менее, приходилось и другим странам решать подобные задачи.

Совершенно правильно и то, что вот этот опыт работы в Московской области даёт возможность посмотреть на процесс и с той, и с другой стороны. Мы знаем, что любой процесс имеет несколько сторон, несколько участников. Здесь, вот в этом процессе, в процессе передачи излишнего военного имущества, две стороны: федеральная структура, федеральное ведомство, в данном случае Министерство обороны, и субъекты Российской Федерации, а если называть вещи своими именами, пока муниципальные образования.

Абсолютно правильные приводятся аргументы, и мы их сами приводили, я их приводил буквально еще полгода назад, когда говорил о состоянии военных городков, о необходимости их передачи в состав муниципальных образований. Нет денег и совершенно правильно, я должен честно сказать, приводятся аргументы и со стороны федерального ведомства о том, что и там нет денег. Считать вообще деньги в чужом кармане, мы с вами знаем, это дело неблагодарное и занимаются этим только определенные службы в определенных ситуациях. Во всех остальных случаях, это такой вопрос очень тонкий и стоит ли им заниматься, надо много думать.

Но на самом деле можно констатировать, и я это говорю, побывав и на той и на этой стороне, что денег на это в государстве нет, вот это можно констатировать однозначно. Во всяком случае, они не предусмотрены. Можно ли их сегодня найти, выделить, это предмет дискуссии, может быть, при обсуждении проекта бюджета, а пока нужно ограничиться констатацией того, что есть.

Означает ли это, что процесс нужно остановить? Конечно, нет. Дело в том, что опять-таки вот этот процесс передачи излишнего военного имущества, на него важно правильно посмотреть, что это такое. Это некая экономическая акция, это некая возможность улучшить чье-то экономическое состояние? Конечно, нет.

Надо начинать с главного, с предназначения той или иной структуры. Вот Министерство обороны в любой стране и, конечно, в нашей стране, в Российской Федерации имеет четко обозначенную задачу основную - это обеспечить обороноспособность государства отразить в случае необходимости внешнюю агрессию, а желательно своими действиями создать условия для невозможности такой агрессии. Вот основная задача. Ни реализация земельных, значит, участков, ни там оптимизация численности, все вторично. Вот все, что есть в Министерстве обороны должно быть подчинено решению главной задачи.

Понятно, что риски и угрозу, которые сопровождают то или иное общество на том или ином этапе развития исторического, они меняются, и понятно, что облик структур, которые занимаются парированием этих рисков и угроз, тоже должен адаптироваться под те условия, в которых существует в данный момент страна и структура.

Мы понимаем, что Вооруженные Силы России не могли остаться в том виде, в котором они были ни по численности, ни по структуре. Потому что характер военных рисков сегодня совсем иной. Мы с вами, не будучи глубокими стратегами, понимаем, что группа армии, центр воронежскому фронту противостоять в площадной войне больше не будет, иные способы реализации задач. Говорю это для того, чтобы сразу снять разговоры, вот что происходит с армией. Правильно происходит, то, что она оптимизируется, правильно она сокращается. Вопрос в темпах.

В приоритетах это уже вопрос для стратегов и тактиков военных, но такое сокращение, такая оптимизация неизбежно привела к состоянию, когда имущество, которое раньше было страной, армии отдано для выполнения нужд оборонного характера оказалось не нужным для выполнения именно этих нужд. Конечно, это обуза и для страны, и для Вооруженных Сил. Содержать то, что не нужно - это обуза.

Конечно, была совершенно правильно поставлена задача, реализовать это имущество, а проще говоря, если так можно было бы цинично сказать, избавить армию от этого имущества для того, чтобы она эффективно выполняла свои задачи. Не охраняла там опустошенные городки, не выделяла на это там наряды, караулы, людей, которые в этот момент должны были бы постигать азы военного искусства, овладевать сложной новой техникой, а не винтовкой трехлинейкой, как это было там 60 лет назад.

Очевидно, что задачу эту надо решить и армии, и муниципальным образованием, то есть субъектом нашим, потому что наличие вот этих вот плохо обустроенных или брошенных без внимания строений, конечно, неправильно и так не должно быть.

Масштаб проблемы. Я, почему говорю, потому что проблемы иногда излишне политизируются. Я бы хотел, чтобы мы с вами на время забывали о своих пристрастиях политических, а все-таки решали главную задачу, мы же в отношениях с собственными детьми и супругами не обращаем иногда внимания, да, на то, кто какой там партийной ориентации. Я считаю, вот это как раз такой случай, когда все должны думать об одном. Потому что задача, на самом деле, очень важная. Ну, вот вам приведу такие цифры.

Потому что задача на самом деле очень важная. Ну вот, я вам приведу такие цифры. Эта цифра открытая, поэтому я её могу здесь назвать. Сегодня официально признаны ненужными для нужд обороны 1900 военных городков.

Вот я вам по прежней своей службе скажу, что, когда противопожарную службу передали в состав МЧС, официальная статистика гласила, что 30 населённых пунктов в Российской Федерации не имеют пожарной охраны. Это я просто для сопоставления говорю. Хочу сказать, что есть более сложные и масштабные проблемы, это для любителей на этой теме попиариться, что вот там, всё плохо, всё развалено. Да нет, всё не так.  Мало того, как в недавнем прошлом один из руководителей Московской области, я хочу сказать, и это так, и вот тут наш коллега - бывший Министр имущественных отношений, очень приятно видеть, привет Ростовской области.

Конечно, зачастую рядом есть населённые пункты в муниципальных образованиях, никогда не имевшие отношение ни к армии, ни к полиции, ещё ни к чему, мягко говоря, ни в лучшем состоянии, а то и в худшем. Я на приёме граждан Московской области принимал там одну гражданку, которая объясняла, что живёт в ветхом доме, а там муниципальное образование мне доказывало, что дом не ветхий, но когда я увидел его фотографию, мне всё стало ясно. Такого даже в брошенном десять лет назад военном городке не увидишь. Поэтому надо уйти от ажиотажности и проблему надо решать.

Итак, 1900 военных городков, из них 1030, я буду округлять цифры, Дмитрий Александрович назовёт, если надо, более точные, находятся в первой очереди и оставшиеся - во второй, по передаче.

К моменту, когда новое руководство, которому спасибо, Алексей Юрьевич, были выданы авансы, постараемся, конечно, их оправдать, приступило к работе, было передано 115 военных городков, по состоянию на сегодня - 700... Сейчас я вам скажу даже точную цифру, 763 - это городки, по которым уже изданы приказы, они оформлены должным образом.  Конечно, темп набран, скажу откровенно, и могу вам тут со всей уверенностью сказать, что в этом году мы задачу передачи того имущества, которое официально объявлено излишним, решим, решим. Да, есть проблемы, я вот сейчас с Иваном Николаевичем там тоже обменялся мнениями - главой Монино.

Конечно, проблемы есть и они останутся, но зачем мы все нужны руководители, если нет проблем, если нет проблем, надо 11-классников позвать, объяснить им правила игры, они всё сделают. Поэтому для того мы все и нужны, чтобы решить задачу. Я хочу, чтобы на сегодняшних слушаниях было чётко обозначено, что нами, руководством страны и Министром обороны поставлена задача - проблему передачи излишнего военного имущества решить, и мы её обязательно решим.

Тем не менее некоторые проблемы требуют того, чтобы их обсудить. Вот проблема денег. Мы о ней уже сказали. На самом деле муниципалитеты оказываются в сложном положении, но точно в таком же сложном положении и федералы. Вычислять, у кого больше нет денег, у нас на ракету или у муниципалитета на школу - это дело неблагодарное и, наверное, заниматься этим не нужно, это пустая трата времени.

Какое решение? Мы нашли решение, исходя из тех норм, которые прописаны в законе, вот в одной из первых поездок нового руководства, ты уже принимал в ней участие, да. В Приморье решение было найдено - вместе с пакетом всего ненужного имущества в виде военных городков и всего прочее, были переданы, так называемые, инвестиционно привлекательные участки. Руководство Приморья на это пошло, и проблема была решена. Мы эту схему пытаемся сейчас применять везде, для этого, конечно, несколько пришлось перестроить идеологию ведомства, потому что эти две темы существовали независимо: одна тема - это тема реализации и там, на торгах, аукционах, на конкурсах, а инвестиционно привлекательное имущество - это вторая передача муниципалитетам.  Мы отказались от этих торгов, во всяком случае, на этом этапе, во всяком случае, в такой форме. И всё, что находится на территории тех муниципальных образований, которым передаются военные городки привлекательные, мы предлагаем не в нагрузку, а, наоборот, для того, чтобы создать возможность для решения экономических вопросов.

Там же, где муниципальные образования не в состоянии это сделать и там привлекательный участок находится в одном районе, а городок - в другом, конечно, надо дать волю и право субъектам. Именно поэтому внесены вот эти предложения по поправкам в федеральный закон, о которых сказал Алексей Юрьевич. И, я думаю, что депутаты рассмотрят это всё со всех точек зрения и, наверное, примут такое решение. Я считаю, что субъект не надо исключать из этого процесса приёма и передачи излишнего военного имущества.

Вторая проблема, которая объективно замедляла процесс передачи имущества - это несколько изменившаяся доктрина по дислокации войск. Вы знаете, что были несколько таких крайних подходов резко сократить количество городков. Были применены попытки экономической оценки наличия или отсутствия войсковых подразделений в том или ином регионе. Жизнь показала, что правилен только один подход - со стороны безопасности и обороны государства. Всё остальное вторично. Поэтому пришлось вносить уточнения в дислокацию. Пришлось определять заново количество базовых военных городков, утверждать это, докладывать Верховному Главнокомандующему. И, только получив это одобрение, мы смогли вернуться снова в теме передачи городков. Потому что зачастую городок, который был признан бесперспективным, и был обозначен под вывод оттуда подразделений, затем оказывался востребованным или наоборот. Вот эти процессы тоже всё затормозили. Но сейчас эти процессы решены.

Ну и ещё один вопрос, который, конечно, периодически возникает, - это где же муниципалитетам в будущем взять на это деньги? Не буду никого вводить в заблуждение. Понятно, что там, в Штатах, как-то решалось по-своему. Мы ещё раз хотим подчеркнуть, что у нас такая принята доктрина, что Министерство обороны должно заниматься своими функциями и не заниматься не профильными. От того, что мы мастерски передадим военные городки или продадим имущество и при этом не обеспечим защиту населения своей страны, я думаю, никто нас не похвалит за выполнение этих функций. Или от того, что мы грамотно будем внедрять методики по ценообразованию, - всё это вторично. Для этого есть наши коллеги в других ведомствах, которые всё это более профессионально сделают.

Так вот, единственное, что мы предлагаем и открыто говорим, коллеги, мы вам готовы передать движимое, недвижимое имущество, которое для вас инвестиционно или по каким-то другим вопросам привлекательно.

Я не буду говорить о неком приоритете, который сегодня есть у Министерства обороны в праве издания приказов и, можно сказать, навязывания своей воли. Не прибегаем, и не хотелось бы к таким методам прибегать. Я думаю, что эта задача, которую я обозначил, в этом году решить эту проблему, она, конечно, будет решена во взаимодействии. Есть случаи разрыва, там уже имущество отдали, земельный участок - ещё нет. Понятно, что есть проблемы с кадастрированием. Мы столько раз поменяли правила игры по регистрации, по кадастрированию за последние 20 лет, что угнаться за этим не может не только Министерство обороны, а и сами ведомства, которые занимаются этой проблемой. Но тем не менее будем решать.

В нужных случаях, сразу скажу, мы очень гибки для взаимодействия. Я знаю, что иногда тяжело дозвониться, я слышал, и мне было сказано, и Дмитрию Александровичу тоже, но, поверьте, не буду тут жалиться, как говорится, все знают, кто на что идёт, но никто не занимается бальными танцами, к сожалению, не посещаем поэтические вечера и всё прочее. Всё время проводим, решая ряд важных проблем, одну из которых мы сегодня рассматриваем, но для взаимодействия абсолютно гибкие. Надо было с Калужской областью создать рабочую группу, создали. Вот сейчас у меня есть по Ростовской области, есть от Воронежской области обращения, конечно, будем рассматривать. Там, где этого не надо, не будем создавать.

Одним словом, мы не хотим ставить себя в какие-то там условия какого-то прокрустова ложа, шаг влево, шаг вправо, а готовы на всяческое взаимодействие с муниципалами для того, чтобы решить эту проблему. И считаем, что сегодняшнее обсуждение, такое открытое, я достаточно открыт в той мере, в какой могу быть открыт на таком совещании, тоже позволит нам сделать очередной шаг вперёд.

Ну а Алексею Юрьевичу и Государственной Думе хочу сказать спасибо за то, что такая форма взаимодействия нам обеспечена на площадке Государственной Думы.

 

П Р О Е К Т   Р Е К О М Е Н Д А Ц И Й
«круглого стола»  на тему:
 «Практика реализации положений Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации  - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Организатор: Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству

г. Москва 18 апреля 2013 г.

Обсудив с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального агентства специального строительства, иных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также представителей органов местного самоуправления практику реализации положений Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 423-ФЗ), участники «круглого стола» отмечают:

21 ноября 2011 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Существенным нововведением Закона № 423-ФЗ является упрощенная процедура передачи зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельных участков (в том числе незастроенных земельных участков), находящихся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений (далее – военное недвижимое имущество).
Упрощению и ускорению процедуры передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в собственность городских округов и поселений способствуют следующие нормы Закона № 423-ФЗ:

1). Установлена возможность «пакетной» (то есть, комплексной) передачи военного недвижимого имущества в границах военных городков или земельных участков.  При этом в случае, если в границах военного городка или земельного участка имеются объекты, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, до принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества  уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в Законе № 423-ФЗ, обеспечивает образование земельного участка или земельных участков, занятых такими объектами, проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка или таких земельных участков, а также представление в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документов, необходимых для постановки такого земельного участка или таких земельных участков на государственный кадастровый учет.
В этой связи важно отметить, что Законом № 423-ФЗ установлено требование о том, что при образовании таких земельных участков их площадь не должна превышать площадь, которая непосредственно занята указанными объектами и необходима для их использования.
В решении о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества указывается перечень таких объектов.
2). Установлено правило о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков не является препятствием для принятия решения о передаче военного недвижимого имущества.
3). В случае, если в отношении передаваемых земельных участков отсутствуют кадастровые номера в решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества допустимо включать описание местоположения земельных участков и (или) расположенного на них военного недвижимого имущества.
4). В случае, если границы военных городков и земельных участков не определены в установленном законом порядке, такие границы определяются по фактическому использованию.
5). Установлены жесткие сроки для принятия решений о передаче имущества, а именно, в случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества обратилось высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга  либо глава поселения или глава городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, уполномоченные органы обязаны в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления принять решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества.
6). Закон № 423-ФЗ содержит только одно допустимое основание для отказа в передаче военного недвижимого имущества - если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
7). Установлены жесткие сроки для направления решений о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в субъект Российской Федерации или муниципальное образование (два рабочих дня).
8). Установлены минимальные требования к перечню документов, необходимых для регистрации перехода прав на военное недвижимое имущество (государственная регистрация осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества).  

По состоянию на июнь 2012 года всего в ведении Министерства обороны Российской Федерации находилось порядка 7,5 тыс. военных городков, из них 1644 военных городка не использовались по прямому назначению . При этом в Минобороны поступило более 400 обращений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; издано 165 распорядительных актов о передаче в муниципальную собственность 9035 объектов недвижимого имущества, в том числе 7 926 жилых квартир, 81 жилого дома, 160 объектов коммунально-бытового назначения и 70 объектов социально-культурного назначения .

Из представленной Минобороны информации следует, что в первый год правоприменительной  практики не соблюдался предусмотренный Законом № 423-ФЗ комплексный подход к передаче недвижимого имущества, в том числе земельных участков, в границах военных городков, имела место передача в муниципальную собственность отдельных конкретных объектов жилого, коммунально-бытового и социально-культурного назначения. При этом передача свободных, незастроенных земельных участков в указанный период не осуществлялась.

В последующий период практика передачи военного недвижимого имущества была откорректирована. За период с 7 ноября 2012 года по 22 апреля 2013 года передано 475 военных городков.  В составе военных городков зачастую передаются привлекательные для инвесторов земельные участки, распоряжение которыми позволяет органам местного самоуправления получить доход и направить его на ремонт переданного военного недвижимого имущества. Таким образом, наметилась положительная динамика в процессе передачи военного недвижимого имущества.

Вместе с тем,  участники «круглого стола» отмечают ряд проблем в сфере передачи военного недвижимого имущества, требующих скорейшего решения.

1. Одной из причин, препятствующих передаче военного недвижимого имущества, является  недостаток денежных средств, необходимых для ремонта и эксплуатации переданного имущества

Большинство передаваемых объектов недвижимого имущества давно не ремонтировались и находятся в ветхом, а, подчас, и в аварийном состоянии. Органы местного самоуправления не обладают достаточными финансовыми ресурсами, необходимыми для ремонта и содержания  передаваемых объектов социальной сферы, жилого фонда, инженерных коммуникаций. Для подавляющего большинства муниципальных образований самостоятельное решение проблемы нехватки денежных средств является непосильной задачей.

Участники «круглого стола» считают необходимым рассмотреть вопрос о выделении недостающих денежных средств из федерального бюджета. Одним из способов решения данной проблемы может быть включение  в Закон № 423-ФЗ положения о необходимости  согласования перечней передаваемого в следующем финансовом году военного недвижимого имущества с органами власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления поселений и городских округов до утверждения федерального бюджета на следующий год и плановый период, с тем, чтобы в законе о федеральном бюджете были учтены денежные средства, выделяемые соответствующим публичным образованиям на содержание и эксплуатацию военного недвижимого имущества. При этом фактическую передачу имущества необходимо осуществлять в следующем году.

2. Отсутствие технической и правоустанавливающей документации на передаваемые объекты

Частью 7 статьи 3 Закона № 423-ФЗ предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, организации, в отношении военного недвижимого имущества которых принято решение о передаче, передают в субъект Российской Федерации - город федерального значения Москву или Санкт-Петербург либо муниципальное образование всю документацию, относящуюся к данному имуществу.

Участники «круглого стола» отмечают, что зачастую передача объектов недвижимого имущества осуществляется без правоустанавливающих документов, а также документов, содержащих описание передаваемых зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства. В целях регистрации права муниципальной собственности на принятые объекты недвижимости органы местного самоуправления вынуждены за счет средств муниципальных бюджетов обеспечивать подготовку документов, необходимых для государственной регистрации.

Как правило, отсутствие технической документации связано с тем, что передаваемые объекты (например, котельные) были построены в период с 1935 по 1971 гг. и на текущий момент изношены на 100%. Экономическая целесообразность в ремонте таких объектов отсутствует. В ряде случаев целесообразно принимать решение об утилизации полностью изношенных объектов недвижимого имущества.

3. Законом № 423-ФЗ ограничен перечень публичных образований, которые могут принимать военное недвижимое имущество

Частью 2 статьи 2 Закона № 423-ФЗ предусмотрено, что указанное в части 1 данной статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.

Вместе с тем, в составе передаваемого военного недвижимого имущества могут быть объекты, которые  не соотносятся  с вопросами местного значения поселений.  Например, согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесены к компетенции городских округов и муниципальных районов.

Однако передача объектов недвижимости детских дошкольных учреждений в собственность муниципальных районов в рамках Федерального закона № 423-ФЗ невозможна. В этой связи целесообразно отметить, что Государственной Думой принят в первом чтении законопроект № 34601-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно положениям данного законопроекта в Федеральный закон №423-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие возможность передачи военного недвижимого имущества в собственность не только городских и сельских поселений, но и муниципальных районов.

Некоторыми участниками «круглого стола» также отмечается необходимость внесения изменений Закон № 423-ФЗ, предусматривающих возможность передачи военного недвижимого имущества в собственность не только субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, но и в собственность других субъектов Российской Федерации.  Данное предложение необходимо обсудить дополнительно, поскольку  наделение городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочиями принимать военное недвижимое имущество в соответствии с Законом № 423-ФЗ было вызвано исключительно особенностями организации местного самоуправления  в этих субъектах Российской Федерации. 

При доработке законопроекта ко второму чтению, учитывая возможность возникновения случаев передачи в собственность различных публичных образований имущества, находящегося в границах военных городков или земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 Закона № 423-ФЗ, представляется целесообразным определить в законопроекте порядок определения местоположения границ земельных участков, занимаемых такими объектами.

4. Необходимость заблаговременного согласования перечней передаваемого  неиспользуемого военного недвижимого имущества и планов-графиков их передачи

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года № 828-О-П  положения абзаца девятнадцатого части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующие сходные правоотношения и устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Частью 8 ст. 3 Федерального закона № 423-ФЗ предусмотрено, что решение о передаче военного недвижимого имущества является основанием   для возникновения права собственности на переданное недвижимое имущество субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Закон № 423-ФЗ не предусматривает процедуры заблаговременного согласования перечней передаваемого военного недвижимого имущества. Правоприменительная практика показала, что  одной из причин, препятствующих эффективной передаче военного недвижимого имущества, является невозможность учета требуемых для ремонта переданного имущества денежных средств в расходных статьях бюджета принимающей стороны на соответствующий период.  Согласование перечней передаваемого военного недвижимого имущества, а также планов-графиков передачи недвижимого имущества необходимо осуществлять до принятия нормативного правового  акта соответствующего публичного образования о бюджете на период, в течение которого планируется передача военного недвижимого имущества.  

5. Передача объектов недвижимого имущества должна осуществляться вместе с земельными участками

В  течение   первого  года  правоприменительной  практики  Федерального закона № 423-ФЗ получила распространение незаконная практика передачи объектов недвижимого имущества без земельных участков, на которых они расположены. Предусматривая возможность «пакетной» передачи военного недвижимого имущества, законодатель исходил из презумпции невозможности развития территорий муниципальных образований в отсутствии прав на земельные участки.

В настоящее время, как на уровне субъектов Российской Федерации, так и в ряде муниципальных образований имеются объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, право распоряжения которыми до сих пор принадлежит Министерству обороны Российской Федерации. Подобная ситуация приводит к грубым нарушениям законных прав граждан (например, участников долевого строительства жилья и граждан, приватизировавших жилые помещения в многоквартирных домах) и юридических лиц, которые лишены возможности оформить права на земельные участки под объектами недвижимости.

В этой связи участники «круглого стола» подчеркивают необходимость скорейшей передачи земельных участков под переданными объектами недвижимого имущества.

6. Федеральный закон № 423-ФЗ не предусматривает возможности передачи отдельных помещений

Участники парламентских слушаний отмечают, что в ряде случаев существует объективная необходимость передачи органам местного самоуправления отдельных помещений (например, дошкольных образовательных учреждений, расположенных в пристроенных помещениях, или жилых помещений в многоквартирных домах). Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо в муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, а  также земельные участки. В рамках доработки ко второму чтению проекта федерального закона № 34601-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» целесообразно обсудить возможность  внесения изменений в Федеральный закон № 423-ФЗ, допускающих возможность передачи помещений.

С учетом вышеизложенного, в целях решения проблем, возникших при применении Федерального закона № 423-ФЗ, участники "круглого стола" рекомендуют:

1.  Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

до конца весенней сессии 2013 года рассмотреть проект федерального закона № 34601-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления возможности передачи военного недвижимого имущества в собственность муниципальных районов)».

2. Правительству Российской Федерации:

- осуществлять непрерывный мониторинг передачи объектов военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в собственность муниципальных образований; 
- ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу поправок к проекту федерального закона № 34601-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учитывающих необходимость соотнесения назначения передаваемых в муниципальную собственность объектов недвижимости с вопросами местного значения муниципальных образований, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- рассмотреть вопрос о выделении средств федерального бюджета в целях обеспечения приведения передаваемых в муниципальную собственность объектов военного недвижимого имущества в надлежащее техническое состояние.

3. Министерству обороны Российской Федерации, а также Росимуществу совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации:

- соблюдать сроки и порядок передачи военного недвижимого имущества, установленные Законом № 423-ФЗ;
- ускорить разработку схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства.