В Госдуме обсудили порядок предоставления земельных участков

24 апреля 2014 года  Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству провёл Парламентские слушания  на тему: «О проекте федерального закона № 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»

Открывая слушания, председатель Комитета Алексей Русских отметил, что это довольно редкий случай, когда парламентские слушания проводятся по отдельно взятому законопроекту.  "Считаю, что это оправдано, - продолжил он, - поскольку законопроект чрезвычайно важный. Работа над ним велась долгое время Министерством экономического развития совместно с нашим Комитетом, Государственно-правовым управлением президента, заместителем председателя правительства Дмитрием Николаевичем Козаком. Отдельно данный вопрос обсуждался на совещании у Президента, не раз являлся предметом острых дискуссий и в нашем комитете. Промежуточным итогом этой большой работы стало внесение правительством в Государственную Думу законопроекта и принятие его в первом чтении 19 марта 2014 года. Государственно-правовое управление президента поддержало этот законопроект".

Как заявил А.Ю.Русских, правительством ведётся работа по подготовке поправок, поступают поправки других субъектов права законодательной инициативы. При комитете создана рабочая группа по доработке законопроекта ко второму чтению под руководством Мартина Люциановича Шаккума.

Данный законопроект существенно пересматривает порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Он делает этот порядок более прозрачным и понятным. Актуальность законопроекта не вызывает сомнений, поскольку мы все прекрасно знаем, какое количество административных барьеров существует сегодня в сфере земельных правоотношений. Порой на местах творится настоящий беспредел. Органы государственной власти и органы местного самоуправления отказывают гражданам и инвесторам в предоставлении земельных участков по свершено надуманным основаниям, вводят излишние процедуры согласования, комиссии и так до бесконечности.

Бывают случаи, когда земельный участок оформляется годами. Однако и после этого его невозможно получить. Бывает и наоборот, когда органы власти свободно предоставляют земельные участки, несмотря на прямые ограничения, которые есть в законе.

"Приведу яркий пример,- сказал депутат,- недавно поступило обращение жителя города Казань, который решил приобрести в собственность земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности. Когда он обратился в муниципалитет, оказалось, что муниципалитет предоставил участок на торгах в аренду коммерческой организации на 49 лет, несмотря на то, что на нём имеются индивидуальные жилые дома, принадлежащие гражданам.

Есть случаи, когда чиновники не перед чем не останавливаются. Огромное количество обращений говорит о том, что органы просто могут не реагировать на обращения граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков. И ничего сделать нельзя. Формально рассматривают и дают ответы о том, что предоставлять участок этому гражданину или юридическому лицу, по их мнению, нецелесообразно. Именно на борьбу с такими случаями и нацелен обсуждаемый нами сегодня законопроект".

Законопроектом подробно урегулирован как заявительный порядок предоставления земельных участков, так и порядок предоставления земельных участков по инициативе органов госвласти и органов местного самоуправления. По каждой процедуре предусмотрен перечень необходимых документов, сроки его выявления, основания для отказа.

Законопроект четко разграничивает случаи, когда предоставление земельных участков осуществляется в собственность бесплатно или за плату в аренду без проведения торгов, либо на торгах, что позволит избежать произвольного толкования и применения норм на практике.

Законопроект решает такие важные задачи как передача в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не используемых для нужд Российской Федерации. Думаю, это будет большой экономической помощью для местных властей.

Также решаются ранее законодательно неразрешенные вопросы с предоставлением земельных участков льготным категориям граждан, а также садоводам, огородникам и дачникам, которые буквально ежедневно направляют в комитет обращения, и спрашивают - когда же кончится тот законодательный беспредел, который не позволяет им приобрести земельные участки, хотя государство им это гарантировало в виде льгот и специальных законах.

В законопроекте более четко урегулирован механизм образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который увязан с наличием градостроительной документации.

"Следует отметить, - сказал А.Ю.Русских, -  что в законопроекте есть и революционные нормы, это прежде всего норма о принудительной продаже с аукционов объектов незавершенного строительства после окончания договора аренды. Президент в декабрьском послании отметил, что действовать нужно именно так. Я даже процитирую его: "Одновременно должна возрасти ответственность застройщика, получил решение, но не начал вовремя строить, верни землю".

Также есть нормы, которые должны значительно облегчить практическую работу органов на местах. Это возможность перераспределения земельных участков и земель, с помощью которой,  должен решиться вопрос с оформлением так называемых излишков и прирезок, которые сейчас вообще непонятно как предоставлять.

Второе нововведение - это возможность использования земельных участков без предоставления. На практике есть случаи, когда действительно оформление земельных отношений не требуется, например при ремонте линейного объекта, размещении рекламных конструкций, нестационарных объектов. Конечно, все эти случаи нужно от земли отвязывать, что и сделано в законопроекте.

"Есть,  моменты,- отметил Алексей Русских, - с которыми лично я не могу согласиться. Это, прежде всего, ухудшение положения многодетных семей и привязывание вопроса предоставления им земельного участка к нуждаемости в жилом помещении. Это категорически делать нельзя.

Следующий вопрос - это сроки предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства. Тут у правительства и 30, и даже 50 лет фигурирует. Считаю, что это слишком много. Даже разрешение на строительство индивидуальных жилых домов дается только на 10 лет.

В ходе парламентских слушаний помимо вышеперечисленного, предлагаю обсудить конкретные предложения по доработке данного законопроекта ко второму чтению".