Налог на землю приведут в порядок

22 октября в Госдуме прошли парламентские слушания на тему «Земельный налог: современное состояние законодательства и направления совершенствования», где обсуждались основные болевые точки  законодательства, регулирующего земельное налогообложение.

Открывая слушания, председатель Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, член КПРФ Алексей Юрьевич Русских отметил, что обсуждаемый вопрос является очень сложным, поскольку земельный налог зависит от ряда факторов, регулируемых не только земельным, но и налоговым законодательством. Он включает в себя ставку налога, кадастровую оценку, льготы для отдельных лиц и один из ключевых аспектов – ответственность перед налогоплательщиками.

Для органов местного самоуправления земельный налог является одним из немногих источников пополнения местных бюджетов, что в большинстве случаев приводит к тому, что  муниципалитеты устанавливают максимальные ставки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Такие решения, как и увеличение кадастровой стоимости земельных участков, конечно же, негативно воспринимаются населением. Люди  недоумевают:  почему инфраструктура муниципального образования  не изменилась, характеристики участка остались прежними, рыночные цены на землю тоже значительно упали, а кадастровая стоимость увеличилась в десятки раз. Зачастую адекватного ответа налогоплательщики получить не могут.

По мнению Алексея  Русских, институт кадастровой оценки зарекомендовал себя далеко  не с лучшей стороны. В нынешних условиях он не способен обеспечить соблюдение основных принципов налогового законодательства. К таким принципам относятся равенство и всеобщность налогообложения, а также фактическая возможность уплаты налога налогоплательщиком. Однако зачастую эти принципы игнорируются. Так, одинаковые участки могут иметь в разы отличающуюся кадастровую оценку, а некоторые из них под тем или иным предлогом вообще не попадают под налоговое обложение.

Неоднократно в ходе слушаний поднимался вопрос о состоянии дел с земельным налогом в Московской области. В данном регионе вопрос высокой кадастровой стоимости стоит достаточно остро. В связи с этим заявлениями о несогласии с кадастровой стоимости завалены исполнительные органы власти, налоговые органы, специально созданные комиссии и, конечно, суды. Многие участники парламентских слушаний сошлись во мнении, что для целей налогообложения оценку должны проводить специально уполномоченные государственные органы, а не выбранные на рынке за наименьшую цену оценщики.

Кроме того, администрирование, исчисление и уплата земельного налога характеризуется большим количеством участников связанных с налогообложением процедур. Здесь участвуют органы кадастрового учета, субъекты Российской Федерации, независимые оценщики, органы государственной регистрации прав на недвижимость, налоговые органы и органы местного самоуправления. Каждый из этих органов выполняет определенную функцию в этой длинной и запутанной цепочке. Естественно, что такая процедура не может проходить без различных сбоев, недочетов и неточностей, что в конечном счете сказывается на правильности налогообложения. По мнению аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина,  первое, что нужно сделать, это навести порядок в учёте земельных участков при непосредственном участии муниципальных образований. В пример он приводит населенный пункт в Московской области, где Глава активно прорабатывал это направление, и максимально поставил земельные участки на учёт. Затраты окупились, а налоговые доходы увеличились с пятнадцати миллионов в год до пятидесяти.

Отдельная тема – это земли сельхозназначения . Особенно, в Московской области. Стоит отметить, что эти земли занимают 23 процента территории страны. Они находятся на втором месте после земель лесного фонда. Это действительно огромный массив собственников, землепользователей, арендаторов, правообладателей земельных участков. Средний удельный показатель кадастровой стоимости таких земельных участков по стране - 4,7 рубля. Однако в Московской области он составляет 93 рубля, то есть в основных 22 сельскохозяйственных регионах страны удельный показатель кадастровой стоимости в разы ниже, нежели чем в Подмосковье. Представитель Министерства сельского хозяйства уверена, что эта ситуация требует срочного изменения методики кадастровой оценки земель сельхозназначения.

В заключении Алексей Юрьевич Русских отметил, что все инициативы участников слушаний приняты к рассмотрению, и тема совершенствования земельного налога вышла на новый уровень обсуждения.  Комитет Госдумы по земельным отношениям  и строительству, председателем которого он является, получил на данном этапе достаточно информации, чтобы  совершенствовать законодательство.  «Люди этого ждут, и мы не можем их подвести», - заявил он.