А.Ю.Русских посетил с рабочим визитом Уфу

Думские депутаты намерены тесно сотрудничать с парламентариями Башкортостана

Члены Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству 6 июня посетили Уфу. В состав делегации входили председатель Комитета Алексей Русских, его заместители Владимир Парахин, Андрей Маркин и инициатор визита, депутат Марсель Юсупов.

Стоит отметить, что в таком расширенном составе руководители и члены профильного комитета Госдумы прибыли в нашу республику впервые. Более того, эти депутаты представляют различные думские фракции. Визит носил ознакомительный характер: парламентариев интересовало, как развиваются малый бизнес и строительный комплекс в Башкортостане.

Депутаты посетили XIX международную специализированную выставку «Город. Архитектура и строительство-2012», на которой было представлено развитие строительной отрасли региона. Затем они приняли участие в заседании круглого стола «Тенденции законодательного регулирования строительной отрасли», организованного Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре. Круглый стол собрал депутатов Госсобрания — Курултая Башкортостана, руководителей министерств и ведомств региона, глав муниципальных образований республики, представителей строительных организаций.

Как отметил Алексей Русских, приоритетные задачи его профильного Комитета — создание условий для развития территорий, строительства, в том числе жилищного, устранение избыточных административных барьеров. В своем докладе он остановился на ряде наиболее значимых законодательных инициатив, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Госдуме.

Думских депутатов заинтересовал ряд законопроектов, принятых парламентариями Башкортостана. По словам Алексея Русских, некоторые из них будут рассмотрены на заседании Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству. Именно снизу, из регионов, должны исходить многие законодательные инициативы, считает он.

Для более тесного и плодотворного взаимодействия в этом направлении председатель Комитета Госсобрания РБ по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Наиль Кутлугильдин будет напрямую обращаться к депутатам Госдумы со своими проектами законов.

После совещания гости осмотрели строительство жилых домов в селе Булгаково Уфимского района и посетили строительные заводы Уфы.

 Тимур Рахматуллин http://www.bashinform.ru/news/468012/

А.Ю.Русских в своём выступлении остановился на наиболее значимых законодательных инициативах находящихся  на рассмотрении Комитета.

1.Законопроект № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий  земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

По информации председателя Комитета, к 1 января 2013 года должны быть разработаны правила землепользования и застройки в поселениях и городских округах. При отсутствии указанного документа вступает в силу запрет на предоставление для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на выдачу разрешения на строительство, на изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Правила землепользования и застройки определяют виды разрешенного использования земельных участков, параметры строительства на них, за исключением земельных участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются или на которые действие градостроительных регламентов не распространяется. Кроме того, в настоящее время виды разрешенного использования земельных участков во многом обусловлены отнесением земельного участка к той или иной категории земли. При этом градостроительное зонирование является предметом законодательства о градостроительной деятельности, деление земель на категории – предметом земельного законодательства.

В связи с этим, подчеркнул депутат, возникает дублирование в правовом регулировании вопроса определения правового режима земельных участков, а перевод земельных участков из одной категории в другую является длительным процессом. Сложность процедуры перевода земель из одной категории в другую, отсутствие конкретных регламентирующих признаков обоснованности перевода приводит к принятию произвольных решений, к возникновению коррупциогенных факторов.

Этот законопроект предусматривает отмену деления земель на категории как института, дублирующего институт территориального планирования и градостроительного зонирования.

Алексей Русских отметил, что законопроект оценивается обществом не однозначно. Высказываются опасения, что его принятие приведет к «разбазариванию» земель сельскохозяйственного назначения. «Но все проблемы, связанные с землями сельскохозяйственного назначения, о которых нам говорят, как правило, существуют и в настоящее время при наличии деления земель на категории»-сказал он.

«Во-первых, ограничения по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другие категории сформулированы таким образом, что допускают перевод практически во всех случаях, не зависимо от решения задачи обеспечения продовольственной безопасности. Например, можно без ограничений переводить  сельскохозяйственные земли в категорию населенных пунктов, то есть для любых целей. 

Во-вторых, те ограничения,  которые «работают», ни как не  направлены на достижение задачи обеспечения продовольственной безопасности. Например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности ограничен для земель, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень по району. Очевидно, что под такой запрет попадают в силу своего местоположения,  прилегающие к крупным городам земельные участки, ценность которых для сельского хозяйства  может оказаться весьма сомнительной.

В-третьих, законодательно вообще не урегулирован порядок и основания для изменения разрешенного использования участков внутри категории земель сельскохозяйственного назначения. Это приводит к тому, что можно без ограничений  застраивать сельскохозяйственные угодья дачными и садовыми домами, в том числе трех-пяти этажными особняками,  поскольку регламентация  такой застройки отсутствует. При этом перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию  не требуется.

Таким образом, действующий порядок перевода земельных участков из одной категории в другую не решает поставленную задачу и  приводит к  многочисленным злоупотреблениям со стороны органов власти осуществляющих такой перевод, превращаясь в существенный административный барьер. Существует целый рынок услуг коммерческих организаций, которые предлагают «оказать содействие» в осуществлении перевода. Практика показала, что на перевод земельного участка из одной категории в другую может  потребоваться от шести месяцев до двух лет. Например, перевод земельного участка для строительства вышки сотовой связи занимает  около года,  а строительство всего несколько дней.  Особенно длительный период характерен для федеральных земель, где решение принимается Правительством РФ.

В соответствии с законопроектом, органы власти субъектов РФ должны утвердить границы особо ценных сельскохозяйственных угодий. При этом, в границах таких угодий  законопроектом устанавливается запрет на   установление и изменение разрешенного использования на какие-либо виды кроме сельскохозяйственного производства. Это обеспечит сохранение сельскохозяйственного потенциала региона.

Что касается всех остальных сельскохозяйственных земель, их границы будут устанавливаться и изменяться органами местного самоуправления в правилах землепользования и застройки как  границы соответствующих территориальных зон. Процедура утверждения правил землепользования и застройки более прозрачная и предполагает проведение публичных слушаний.

Одновременно законопроект вводит требование разработки сельскохозяйственного регламента в отношении всех  сельскохозяйственных земель, как документа определяющего  виды и особенности использования сельскохозяйственных земель. Это ограничит произвольную застройку сельскохозяйственных угодий.

Учитывая также важность и необходимость сохранения лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территорий, законопроектом сохраняется их правовой режим и устанавливаются особые правила изменения границ таких территорий. Режим использования таких территорий будет определяется отраслевым законодательством.

Принятие законопроекта позволит исключить дублирующие правовые институты, упростить порядок определения правового режима земельных участков, обеспечить единообразный порядок установления и изменения разрешенного использования земельных участков» - подытожил А.Ю.Русских

2.Законопроект № 432575-4 «О внесении изменений Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект направлен на устранение избыточных административных барьеров и обеспечение четкой и прозрачной процедуры предоставления земельных участков.

В настоящее время процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не эффективна. Необходимо пройти достаточно длительные процедуры по согласованию с различными государственными органами и организациями, да и сама процедура не является прозрачной и создает условия для злоупотреблений.

Законопроект предусматривает переход к предоставлению земельных участков в собственность или в аренду путем проведения аукциона, за исключением ограниченного числа случаев. Законопроект впервые устанавливает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления при поступлении заявления гражданина или юридического лица проводить торги или предоставлять земельные участки без торгов, если они  не обременены правами третьих лиц, не зарезервированы  для государственных или муниципальных нужд и т.д.

В рамках поправок к законопроекту предлагается решить еще ряд важных проблем: закрепить возможность предоставления земельных участков без торгов отдельным категориям граждан, для которых федеральными законами и законами субъектов предусмотрено внеочередное (первоочередное) предоставление земельных участков.

Уточняется порядок предоставления земельных участков некоммерческим объединениям граждан для жилищного, гаражного строительства, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также гражданам – членам таких объединений. Вводится порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке. Возможность предоставления земельных участков для комплексного освоения распространяется на случаи любого строительства, а не только жилищного.

Устанавливается возможность проведения инженерных изысканий без  формирования и предоставления участков, при условии, что изыскания про

водятся без создания объектов недвижимости.

Принятие данного законопроекта позволит снять многие проблемы и коллизии, существующие на практике, и позволит более эффективно предоставлять земельные участки, в том числе для отдельных категорий граждан.

3.Совершенствование земельного законодательства в целях создания условий для жилищного строительства.

На рассмотрении находится инициатива членов Совета Федерации о возможности строительства жилых домов на землях крестьянских (фермерских) хозяйств. Эту инициативу еще в 2011 году озвучил Владимир Владимирович Путин. Планируется принять законопроект в первом чтении в текущую сессию. При этом важно, чтобы такая возможность не привела к злоупотреблениям и массовому застраиванию сельскохозяйственных земель.

Комитетом ко второму чтению подготовлен законопроект, предусматривающий возможность передачи земельных участков Фонда содействия развитию жилищного строительства в безвозмездное срочное пользование для строительства жилья экономического класса (законопроект № 11690-6). Участки будут передаваться лицам, предложившим на аукционе наиболее низкую цену продажи жилых помещений. При этом начальная цена аукциона устанавливается равной цене за квадратный метр жилья, определенной Минрегионом. Такое жилье, в первую очередь, будет продаваться отдельным категориям граждан, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, молодым специалистам, работникам бюджетной сферы, многодетным и молодым семьям. Конкретные категории граждан и основания включения их в списки лиц, имеющих исключительное право приобретения жилых помещении по фиксированным ценам, будет устанавливать  Правительство Российской Федерации.

На примере Фонда РЖС, подчеркнул А.Ю.Русских,  планируется отработать этот механизм и внедрить возможность предоставления земельных участков для строительства жилья экономического класса на аналогичных условиях и в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Соответствующий законопроект уже подготовлен и принят в первом чтении.

В заключении Алексей Юрьевич коротко рассказал о законопроектах,  регулирующих порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд  и о продление деятельности Фонда ЖКХ до 1 января 2016 года.